В рамках проекта «ШСП – сегодня, завтра», разработанного специалистами ООО «Агентство социальных технологий «Дважды Два» и реализуемого с апреля 2015 года при поддержки Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского была проанализирована деятельность школьных служб примирения в пилотных территориях. Экспертиза проводилась в образовательных учреждениях 5-ти пилотных муниципальных образований с целью проведения анализа деятельности школьных служб примирения (далее - ШСП) в рамках профилактики правонарушений и преступлений учащихся, выявления и распространения эффективных методов работы ШСП среди образовательных учреждений края. Были посещены МАОУ СОШ № 115 г. Перми, МАОУ СОШ № 10 г. Кунгура, МАОУ «Комсомольская СОШ» Кунгурского района, МБОУ Добрянская СОШ № 2 г. Добрянского района, МБОУ «Григорьевская СОШ» Нытвенского района.
Во всех учреждениях ШСП созданы на основании нормативных документов. На основе постановлений или распоряжений глав муниципальных образований в учреждениях изданы приказы о создании ШСП и назначении их руководителей. В целом, можно сделать вывод о существовании управления ШСП в учреждениях, которое выражается в кураторстве служб, участия руководителей ШСП в профессиональных сообществах. Вместе с тем, следует отметить недостаточность работы администрации образовательных учреждений в изучении, контроле, активизации работы служб. В посещенных учреждениях вопрос о работе ШСП и их эффективности не выносился на заседания педсоветов, не рассматривался в административном порядке.
Школьные службы примирения имеют большое воспитательное значение для тех учащихся, которые в них входят, т. к. работа в ШСП формирует у учащихся осознание возможности решения конфликтов мирными способами, дружественное мировоззрение, активизирует их на волонтерский труд, воспитывает толерантность, ответственность, неравнодушное отношение к проблемам сверстников и окружающих их людей.
Но в образовательных учреждениях школьные службы примирения немногочисленны. Учащихся, которые обучаются восстановительным технологиям и ведут восстановительные программы. немного.
Анализ реализации восстановительных программ по обозначенным критериям показал, что примирительные программы в ШСП активно проводятся. 99,9 % программ от общего количества проведенных программ за анализируемый период завершились с положительным результатом - примирением сторон. Однако следует отметить, что абсолютное большинство примирительных программ (99 %) проводятся руководителем ШСП, включенность лидеров ШСП в деятельность по проведению программ примирения недостаточно активна.
По анализу проведенной экспертизы следует отметить:
• Деятельность школьных служб примирения является относительно новой формой вовлечения учащихся в важнейшую сферу работы с детьми — профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В образовательных учреждениях ШСП играют особую роль в формировании уклада школьной жизни, микроклимата в коллективе учащихся школы и отдельных классов. ШСП имеет неоценимое значение для самих участников службы, так называемых волонтеров или активистов ШСП, Для них служба представляет то место, то сообщество, в котором дети получают важнейшие и актуальные для сегодняшнего времени навыки.
• Служба имеет положительное значение и для тех учащихся, которые не являются ее членами. В образовательном учреждении есть такое образование, группа сверстников, единомышленников, к кому можно обратиться за помощью в трудной конфликтной (даже трудной жизненной ситуации).
• Недостаточная поддержка администрации учреждений к деятельности ШСП.
• Недостаточное вовлечение самих ребят в проведении восстановительных программ.
По окончании экспертизы все образовательные учреждения получили рекомендации от экспертов, что такие службы надо создавать, поддерживать, развивать, а также им были выданы методические рекомендации по созданию и деятельности ШСП.