Пермский образовательный научно-исследовательский
центр авитальной активности
Программа «Выбор за тобой»
Восстановительные технологии в Пермском крае













январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2018
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2012
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2011
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2010
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2009
25.06.2015
Службы примирения – сегодня, завтра

Интересна точка зрения на проблему конфликта А.С. Макаренко: «...человек вовсе не бесконфликтен. Напротив, характерной  особенностью нашей жизни является её конфликтный характер. Наша жизнь именно потому прекрасна, что мы способны бороться, т. е. разрешать конфликты, смело идти им навстречу, смело и терпеливо переживать страдания и недостатки, бороться за улучшение жизни, за совершенствование человек».

Школа – это важная ступень в развитии любого человека. Именно здесь ребенок начинает заявлять о своей самостоятельности, намерениях, выборе. Каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности, своя точка зрения. При столкновении противоположностей возникает конфликт. Перед обществом, и, в том числе, перед школой стоит задача воспитания мыслящего поколения, умеющего отстаивать свои убеждения бесконфликтно, конструктивно. С этой целью более 13 лет назад в России начали создаваться школьные службы примирения. Надо отметить, что служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов.

В Пермском крае внедрение восстановительных технологий началось с 2002 года на двух пилотных площадках, на базе которых началось обучение специалистов: Индустриальный район г. Перми, г. Лысьва.

С 2006 г. по инициативе Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, восстановительные технологии стали внедряться в регионе системно в рамках проекта «Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних».  Предполагалось, что созданная модель службы примирения станет первым уровнем системы профилактики правонарушений Пермского края. Цель работы таких служб – содействие конструктивной коммуникации и профилактика противоправных действий учащихся в школе.

По данным мониторинга на начало 2015 года в Пермском крае создано 535 ШСП, только в Перми их работает 100. Школьные службы примирения (далее – ШСП) созданы и функционируют в 43 территориях Пермского края и во всех районах города Перми. В 5 территориях края ШСП отсутствуют: ЗАТО Звездный, Еловский, Соликамский, Гайнский, Юрлинский м.р.

В 2014 году ШСП рассмотрено 2391 случай, завершились примирением сторон 2193 случая.

По характеру конфликта самое большое количество рассмотренных случаев носит некриминальный характер (ссора, недопонимание) – 2101 случаев (95%), ООД, совершенные несовершеннолетними до 14 лет – 159 случаев, уголовное преступление – 8 случаев, ООД, совершенные несовершеннолетними от 14 до 16 лет – 36 случаев, административные правонарушения – 87 случаев.

Согласно мониторингу основной тип конфликтов -  ученик-ученик (76 %), групповые детские конфликты (11%), ученик-учитель (7%).

Причины, по которым восстановительная программа (ВП) не имела положительного результата:

      отказ правонарушителя и (или) его законных представителей от участия в ВП - 46 случаев (53%),

      отказ пострадавшего и (или) его законных представителей от участия

в примирительной встрече – 13 случаев (15%).

      договоренность не достигнута по другим причинам – 28 случая (19%).

За девять лет активного внедрения школьных служб примирения в Пермском крае накоплен немалый опыт работы. Восстановительный подход получил широкое распространение в школах края. Именно трансляция ненасильственных, конструктивных способов взаимодействия между сверстниками, педагогами и учащимися позволила службам получить такое признание.

Создание службы примирения проходит несколько этапов:

Подготовка взрослого руководителя.
Подготовка детей-волонтеров, ведущих.
Проведение программ примирения между конфликтующими сторонами.  В целом, программа состоит из нескольких встреч сторон конфликта и ведущего (медиатора). В ходе встреч с помощью подготовленных учащихся-ведущих (медиаторов) проговариваются точки зрения, чувства и потребности сторон конфликта, организуется диалог между ними. Участники программы вместе принимают обязательства по заглаживанию вреда (восстановительные действия) – извинение, прощение, конкретные действия по компенсированию ущерба.

В настоящее время выделяется пять основных направлений деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пермского края:

1.      Разрешение конфликтов сверстников в школьном сообществе.

2.      Реализация интерактивных мероприятий со сверстниками по профилактике противоправного поведения.

3.      Обучение сверстников навыкам конструктивного общения и толерантного отношения к другим.

4.      Поддержка сверстников в трудных жизненных ситуациях.

5.      Межсетевое взаимодействие и коммуникация.

Остается ряд проблем в развитии деятельности ШСП. Так, директора некоторых школ не понимают важности работы такой службы, тем более, не имея финансовой поддержки, а часть школ подменяют понятие «службы примирения» на «школьное самоуправление», в результате чего, роль действующих служб в профилактике правонарушений становится достаточно низкой.

В своей «Педагогической поэме» о методике воспитательной работы А.С. Макаренко писал: «Чрезвычайно важным является процесс образования актива. Если этот процесс предоставлять самотёку, а с активом не работать, никогда не образуется настоящий рабочий актив. Для нормального роста созревания актива очень важно придать ему определённые организационные формы».

С 2014 года в Пермском крае активно работает добровольческое детское объединение «Краевой парламент «Страна мира»», которое определило стратегию работы активистов школьных служб примирения по основным направлениям работы: «технологии медиатора», «технологии творчества и социальной инициативы», «технологии информационного пространства». Деятельность Парламента возглавляет и курирует НУ «Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности». В сентябре 2014 года активисты Парламента представили опыт развития детского движения в Пермском крае на Всероссийской выставке-форуме «Вместе ради детей» в г. Уфа.  Система работы добровольческого объединения предусматривает создание социальных и творческих проектов по повышению уровня профессионального мастерства юных медиаторов и знакомство участников образовательного процесса с восстановительными технологиями и работой школьных служб примирения. Два раза в год активистами Парламента выпускается газета «Трубка мира» с целью информирования учащихся Пермского края о деятельности школьных служб примирения, Парламента, об интересных мероприятиях, прошедших

в полугодии, а также достижениях и перспективах развития детского движения. Основные формы работы добровольческого объединения: слёты, сборы, мастер-классы, проблемные объединения, краевые

и межрегиональные конференции, круглые столы, конкурсы. Данные мероприятия ведут к созданию сообщества детей, объединенных идеей мирного разрешения конфликтов.

Службы примирения в Пермском крае продолжают свое развитие. Остается ряд вопросов по их дальнейшей деятельности. С какой целью созданы эти службы, их роль в профилактике правонарушений среди учащихся, единый подход в крае по деятельности этих служб.

Для ответов на эти вопросы в 2015 году стартовал проект при поддержки Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края «ШСП – сегодня, завтра», разработанный и реализуемый специалистами ООО «Агентство социальных технологий «Дважды Два».



Copyright © 2009 Ювенальная Юстиция в Пермском крае
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ