Пермский образовательный научно-исследовательский
центр авитальной активности
Программа «Выбор за тобой»
Восстановительные технологии в Пермском крае













январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2018
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2012
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2011
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2010
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2009
19.09.2013
Результаты работы профильного оздоровительно-образовательного лагеря актива школьных служб примирения Пермского края «Страна мира»

Период работы профильного оздоровительно-образовательного лагеря актива школьных служб примирения с 09 по 26 августа 2013 года, продолжительность смены составила 18 календарных дней. Место работы: Пермский край, г.Краснокамск, д.Клепики Возраст участников профильной смены:12 – 17 лет.

Ценностные ориентиры:

формирование и развитие социально-психологических навыков участника ШСП;

развитие творческого потенциала и активной жизненной позиции участников лагеря;

популяризация волонтерского движения и восстановительных технологий в системе самоуправления образовательных учреждений, на территории проживания.

Методическое, программное сопровождение:

 программа профильного оздоровительно-образовательного лагеря актива школьных служб примирения Пермского края «СТРАНА МИРА»Ткачева Ольга Юрьевна, методист-эксперт НУ ПОНИЦАА, куратор ШСП Пермского края;

 программа «Медиация ровесников» автор О.Ю. Ткачева,

 программа «Воздушный змей» автор Ю.В. Яровкина;

 разноуровневые программы тренингов специалистов психологов Пермского края для подготовки юных медиаторов.

Административная команда профильной смены:

А.В.Волков директор НУ ПОНИЦАА, председатель краевого фонда «Поможем детям»,

Л.Н. Шардакова специалист НУ ПОНИЦАА,

О.Ю. Ткачёва методист-эксперт НУ ПОНИЦАА, куратор ШСП Пермского края.

Кадровый ресурс профильной смены.

Все специалисты имеют сертификаты по программе внедрения восстановительных технологий.

 начальник лагеряТ.В.Куделькина руководитель МСП Кишертского района,

 методист Н.В.Петухова психолог г.Перми,

 специалист профильного курса, воспитатель 2 отряда Н.В.Редькина социальный педагог г.Пермь,

 специалист профильного курса, воспитатель 3 отряда Т.В.Волкова руководитель МСП г.Лысьва,

 специалист профильного курса, воспитатель 1 отряда Ю.В Макурина психолог г.Добрянка.

 вожатая 3 отряда И.В.Якунцова психолог г.Чусового  вожатая 2 отряда К.Г.Снигирёва студентка г.Пермь

 вожатый 1 отряда А.В.Торхов студент г.Пермь

 музыкально-техническое сопровождение смены Э.В.Пономарёв г.Пермь

Участники профильной смены, целевая группа:

активисты ученического самоуправления, юные медиаторы, учащиеся общеобразовательных учреждений, воспитанники детских домов Пермского края:

г.Пермь – 6 уч.,

г.Кунгур – 6 уч.,

Карагайский район – 3 уч.,

Кишертский район – 6 уч.,

Лысьвенский район – 5 уч.,

Нытвенский район – 5 уч.,

Осинский район – 5 уч.,

Октябрьский район – 3 уч.,

Чернушинский район – 5 уч.,

Чусовской район – 5 уч.,

детский дом г.Горнозаводск – 5 уч.,

детский дом г.Краснокамска – 5 уч.,

санаторный детский дом г.Пермь – 3 уч..

Итоги реализации программы:

Новизна программы предполагает обеспечение подготовки смешанных отрядов детей из образовательных учреждений различных муниципальных образований, с разным уровнем подготовки для работы в школьных службах медиации: дети, владеющие навыками ведущего восстановительных программ и дети, не имеющие комплексного представления о восстановительном подходе. Проведение обучения предполагается в условиях загородного детского оздоровительного лагеря и включает в себя разнообразные формы и направления работы. Концептуальная часть профильной программы летней смены раскрывает систему развития и профессионального сопровождения системы школьных служб примирения Пермского края. Идея самоорганизации, самоопределении в сфере социально-значимой деятельности и творческой деятельности предусматривает перспективу сотрудничества активистов школьных служб примирения и специалистов Пермского образовательного научно-исследовательского центра авитальной активности в течение года. Социально-значимый модуль программы: данное направление в системе профильной подготовки активистов самоуправления общеобразовательных школ является вариативным и впервые вводится программу профильного лагеря для активистов школьных служб примирения «Страна мира». Программы социально – значимой деятельности успешно реализуются на территории Кишертского района, на краевых сборах для учащихся общеобразовательных учреждений, в г. Москва на международной профильной смене фестиваля «Детство без границ», в условиях международного летнего многопрофильного лагеря «Алтай» в г. Барнаул. Программа разработана Т.В.Куделькиной руководителем детского общественного объединения «Феникс». Методический инструментарий программы подготовлен с использование интерактивных технологий сотрудничества взрослых и детей ВДЦ «Орлёнок», ФДЦ «Смена», МЛДД «Алтай». Концептуальная часть программы предусматривает использование ЗУНов в практике социального партнёрства, в выборе личностно-деятельностного пространства, траектории развития и самосовершенствование.

Основные формы и методы сотрудничества:

• мозговой штурм плана работы;

• дискуссионная площадка,

• временные советы (объединения) по событиям смены,

• командная, групповая работа,

• коллективное творческое дело

 • визуализация событий через «Забор гласности», фотокроссы, афиши дня,

• мастер-классы делегаций,

• выборы органов самоуправления профильной смены,

• выборы действующего совета (парламента), поддерживающего работу ШСП Пермского края.

Некоторые итоги работы "креативной десятки" профильной смены Страны Мира:

• организованы события смены: маршрутные игры «Верёвочный курс», «Олимпийский путь доверия», «Зарница», ремейк легенд, конкурсная командная программа НОН-СТОП.

• создан креативный совет профильной смены Страны Мира,

• выбран состав краевого парламента волонтёрского движения «Страна Мира».В составе краевого парламента волонтёрского движения «Страна Мира» - 15 участников из 12 территорий Пермского края в возрасте от 13 до 17 лет. Участники сдали резюме, написали эссе по предложенным темам:  «Пермский край - территория молодёжной инициативы»,  «Я – член парламента волонтёрского движения»,  «Пермский край должен знать своих героев»,

• провели заседания парламента:  Определили основные формы сотрудничества: через социальные сети «skype», «Вконтакте», «Одноклассники», создание личной электронной почты, онлайн-конференции 2 раза в год, круглый стол парламента в г.Перми - 1 раз в месяц. 

Приняли решение предоставлять отчётную информацию о работе ШСП на территории проживания в информационной и творческой форме для сайта центра авитальной активности. 

Организовали выборы председателя парламента открытым голосованием выбрана Лужбина Мария (г.Чернушка);  Выбрали девиз для работы: Мы состоим в ШСП и этому рады, А всем остальным завидовать надо. Поможем решить мы все мирным путём, Приходи скорей к нам, и мы всё разберём! 

Подготовлен эскиз эмблемы с описанием. 

Распределили поручения, составили план работы на первый месяц:

Проект устава парламента разрабатывают – Панкратьева Оля (г.Пермь), Спиридонова Алина (с.Кишерть), Лужбина Маша (г.Чернушка)

Проект творческих мероприятий и конкурсов разрабатывают – Шешукова Лиля (п.Новоильинский), Толмачёв Максим (г.Лысьва), Елисеева Настя (г.Лысьва);

Проект флэшмобов разрабатывают – Спиридонова Алина (с.Кишерть), Велькова Юля (г.Чусовой);

Проект спортивных мероприятий, конкурсов разрабатывают –Леушканов Саша (г.Кунгур), Велькова Юля (г.Чусовой), Лужбина Мария (г.Чернушка)

Проект соиально значимых акций разрабатывают –Свизева Мария (с.Кишерть), Лунегова Лена (с.Кишерть), Лужбина Мария (г.Чернушка), Казакова Даша (г.Горнозаводск).

Проект работы пресс-центра разрабатывают - Леушканов Саша (г.Кунгур),Панкратьева Оля (г.Пермь),Толмачёв Максим (г.Лысьва),Спиридонова Алина (с.Кишерть). 

Проект интеллектуальных конкурсов разрабатывают – Свизева Мария (с.Кишерть), Шешукова Лиля (п.Новоильинский), Дмитриева Даша (Карагайский район). Панкратьева Оля (г.Пермь).

• Назначена дата первой рабочей встречи - последняя неделя сентября 2013. Повестка: утверждение устава, регламента работы, проектов работы по выбранному направлению.Заслушиваются проекты событий, конкурсов, мероприятий, рассматривается смета, утверждается план на первое полугодие, назначается куратор (ы) краевого парламента волонтёрского движения "Страна Мира".

Таким образом, программа социально-значимого модуля подготовила участников к выбору новых форм трансляции опыта работы, развитию интереса к реализации социально значимых проектов, формированию гражданской позиции активистов, воспитанию ответственного отношения к выбранному профильному направлению работы. Благодаря организации личностно-деятельностного пространства для самостоятельной деятельности детей и подростков будет подниматься уровень профессиональной компетенции юных медиаторов, раскроется система взаимовыгодного сотрудничества специалистов школьных служб примирения. Образовательный модуль: В обучении использовались: программа О.Ю. Ткачевой «Медиация ровесников», программа Ю.В. Яровкиной «Воздушный змей», также авторские занятия тренеров по подготовке ведущих восстановительных программ.

Для формирования знаний, умений и навыков медиатора школьной службы примирения были выбраны эффективные формы и методы сотрудничества взрослых и детей: мастер-классы, лекционные занятия, практическая работа в группах, тренинги, обучающие семинары по проектной деятельности. На заседании круглого стола «Школьные службы примирения: новые возможности» делегации территорий представили результаты работы за прошедший год, отчёт по проектам, опыт работы школьных служб примирения в Пермском крае. Участники смены по результатам диагностики и предварительным заявкам были разделены на четыре группы:

 • начальный уровень для 32 детей и подростков, не имеющих подготовки к деятельности в ШСП;

• основной уровень для 15 подростков, имеющих начальную подготовку, но не проводивших восстановительные программы;

• продвинутый уровень для 15 подростков, имеющих опыт проведения восстановительных программ, участников тематических конкурсов, слетов, олимпиад.

Разноуровневый подход в обучении позволил заинтересовать участников профильной смены, повысить уровень знаний и профессионального мастерства. Программа модуля предусматривала знакомство участников с основными восстановительными ценностями, желающего активно развивать и продвигать ненасильственные способы разрешения конфликтов, эффективные способы выстраивания коммуникации между сверстниками. Обучающиеся получили навыки мирного разрешения конфликтов среди сверстников, узнали о различных типах программ примирения, познакомились с особенностями работы школьных служб примирения. Итогом профильной командной работы взрослых и детей стали конкурсы, которые открыли приоритетные направления работы, выделили ряд социально значимых проблем:

   конкурс социальных проектов. Раскрыл возможности участников профильной смены: команды понимают степень ответственности и уровень полученных профессиональных знаний, определил наличие новизны идей, подходов, актуальность конечного результата, целесообразность его практического применения, значимость проекта для социального развития территории, наличие сотрудничества и партнёрства. Заочный этап прошли 10 проектов. На очном этапе 6 проектов прошли публичную систему защиты проекта и презентации идей проекта и получили оценку жюри: 

1 место присуждено проекту«Объединяя сердца» команда воспитанников детских домов Краснокамского-Горнозаводского районов (куратор И.В.Якунцова),

 1 место присуждено проекту «ПРОдвижение» команды Кунгурского района (куратор Ю.В.Макурина), 

2 место присуждено проекту «Мы вместе!» команда г. Лысьвы (куратор Т.В.Волкова), 

2 место присуждено проекту «Параллели мира и добра» команда Кишертского района (куратор Т.В.Куделькина), 

3 место присуждено проект «Мы идём за руку!» команда г. Перми (куратор Н.В. Редькина),  проект «Сверстник-сверстнику» команда Октябрьского района и г.Чернушки.

 конкурс «Я – медиатор» предусматривал заочный этап для 62 участников, прошедших разноуровневую систему обучения с определённым уровнем практических ЗУНов. Заочный этап прошли 10 участников. В очном этапе приняли участие 5 активистов ШСП: 

1 место – Казаринова Виктория (г.Кунгур), 

2 место – Дмитриева Дарья (Карагайский район), 

3 место – Свизева Мария (Кишертский район).

В рамках конкурса «Я медиатор» дети продемонстрировали навыки ведущих восстановительных программ, умение презентовать личный опыт работы. По окончанию обучения 60 участников получили удостоверения по успешному освоению профильной программы с правом проведения ознакомительных занятий для активистов самоуправления. По результатам социологического опроса: 70% участников готовы передать полученные знания учащимся класса; 20% участников готовы организовать обучение на уровне общешкольного коллектива; 10% участников готовы вести группы медиаторов на уровне города, района. По наблюдению специалистов-психологов: 60% участников будут принимать активное участие в решении конфликтных ситуаций, знают, у кого получить консультацию по спорным вопросам.

Социально-психологический модуль.

По итогам наблюдений, индивидуальных бесед можно сделать вывод, что тренинговые и семинарские занятия в условиях лагеря создали условия для комплексного понимания подростками мотивов поведения, личной позиции в возникновении конфликтных ситуаций, активизировали их внутренние позитивные ресурсы (способность по-другому посмотреть на конфликт, придумать выход из трудной жизненной ситуации). Часть детей расширила свои практические навыки в сфере восстановительных технологий, часть - освоила начальные навыки проведения программ примирения, что позволит им активно включиться в работу школьных служб примирения на территории обучения и проживания. На этапе адаптации и завершении смены использовалась входящая и итоговая диагностика многоуровневый личностный опросник (МЛО) состоящий из 165 вопросов для оценки уровня психической устойчивости, коммуникативных способностей, толерантности данные по шкалам 3-го уровня:

 1. психической устойчивости– предназначена для изучения уровня нервно-психической устойчивости учащегося и его толерантности к неблагоприятным воздействиям.

 2. коммуникативные способности – предназначена для изучения коммуникативных возможностей учащегося и умения строить межличностные отношения в коллективе.

 3. моральная нормативность – предназначена для изучения способности соблюдать моральные нормы поведения, умения подчиняться групповым требованиям.

Диагностика выявила тенденцию к росту по всем трём показателям. Наиболее существенные отличия по входящим и исходящим результатам наблюдаются по уровню психической устойчивости, так же значительное увеличение по шкале – моральная нормативность и небольшое увеличение по шкале коммуникативные возможности. Дети и подростки обучились навыкам конструктивного разрешения конфликтов на основе восстановительного подхода. Участники ШСП, имеющие опыт работы более одного года, провели мастер-классы с использованием медиа-технологий и кругов ценностей для участников смены детей. Культурно-досуговый модуль.

В лагере работает традиционная игровая модель самоуправления «Страна Мира», с имитацией работы министерства, президента страны. Создается особый культурологический колорит – «страна». Мероприятия смены позволяют участникам перейти от одного вида деятельности к другому от одного уровня общения и отношений к другому. Взрослые и дети, стремятся сохранить традиционный набор событий. Мероприятия подготовлены командой профессионалов-воспитателей, вожатых и детей участников предыдущих смен:

 шоу-программы Выборы президента Страны мира, КВН, фестиваль народов мира, Большая разница, Шабаш нечистой силы;

 КТД: День страха, Гостевой визит, экономическая игра «Город мастеров»;

 Игры: «Вечерний дозор», «Киллер», «Тайный поклонник».

 Конкурсы:«Мисс страны Мира», «Мистер страны Мира»

 Дискотеки.

Спортивно-оздоровительный модуль:

На этапе адаптации участников профильной смены была выбрана креативная десятка активных участников смены. План работы креативной десятки был разработан с учётом личных оздоровительных мероприятий детей и подростков. У каждого участника был выбор командных и индивидуальных спортивных состязаний и оздоровительных комплексов: утренние зарядки, волейбол, футбол, баскетбол, весёлые старты, спортивная игра «Зарница», маршрутная игра «Верёвочный курс», «Олимпийский путь доверия». На протяжении смены сборные команды профильного лагеря ШСП принимали участие в спортивных соревнованиях санатория «Лесная сказка». Результатом можно считать: II место по футболу среди 4 команд, III место по баскетболу, личные призовые места по лёгкой атлетике, силовой подготовке. В часы отдыха часть участников смены посещала тренажёрный зал.

Медицинское обслуживание санатория предполагало оказание первой помощи при травмах, простудных заболеваниях, контроль за качеством питания. В первые дни смены наблюдался рост обращений с головной и зубной болью, с симптомами простуды. Всего обращений в медицинский кабинет за 18 дней смены – 68.

Пожелания участников смены:

 Больше спортивных мероприятий; 

Учитывать мнение и желания участников, которые относятся к категории «случайные», не желающие проходить образовательный модуль; 

Не затягивать время подготовки и проведения мероприятий; 

Соблюдать режим дня.

Результаты программы профильного оздоровительно-образовательного лагеря актива школьных служб примирения Пермского края «Страна мира»

 участники повысили уровень компетентности в сфере восстановительных технологий,

 участники повысили уровень навыков детей-ведущих восстановительных программ;

 укрепили физическое здоровье;

 уровень ответственности и активности в сфере волонтерской деятельности школьных служб примирения,

 выбрали модель сотрудничества и взаимовыгодного партнёрства;

 организовали работу краевого парламента волонтёрского движения «Стран Мира».

Решили задачи профессионального мастерства:

 формирование и развитие социально-психологических навыков участника ШСП

 развитие творческого потенциала и активной жизненной позиции участников лагеря; 

 формирование команд школьных служб примирения для ОУ Пермского края;

 популяризация волонтерского движения и восстановительных технологий в подростковой среде. 

 



Copyright © 2009 Ювенальная Юстиция в Пермском крае
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ