Пермский образовательный научно-исследовательский
центр авитальной активности
Программа «Выбор за тобой»
Восстановительные технологии в Пермском крае













январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2018
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2016
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2015
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2014
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2013
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2012
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2011
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2010
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2009
13.09.2010
Интервью

Интервью с заместителем начальника отдела дошкольного, общего и специального образования Министерства образования Пермского края Дмитрием Жадаевым.

На протяжении последних лет подростки и молодежь, по мнению различных СМИ и правоохранительных органов, характеризуются повышенной криминальной активностью. Вместе с тем, как принято считать, они — будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание. В Пермском крае на протяжении последних трех лет реализуется комплексный проект «Обеспечение безопасности жителей Пермского края», целью которого является выстраивание системной работы по предупреждению преступности, в том числе и среди несовершеннолетних.
— Дмитрий, скажите, что заставляет детей и подростков совершать противоправные действия? И каких правонарушений в статистике больше всего?

— Анализ мотивационной сферы подростковой преступности показал, что наиболее значимым мотивом совершения преступления является корыстный, стремление получить конкретные материальные блага. Значимость специфических подростковых мотивов (подражание, желание поддержать авторитет), как показывает анализ уголовных дел, сокращается. В результате по-прежнему наибольшую долю в структуре подростковой преступности составляют имущественные преступления: кражи, грабежи и разбойные нападения.

Не уменьшающееся количество преступлений корыстной направленности, предопределяется значительным ослаблением, а подчас и разрушением традиционных социальных институтов, влиянием таких неблагоприятных факторов, как неблагополучие семьи, ее низкий материальный уровень. В связи с чем, остро стоит вопрос профилактики семейного неблагополучия. Именно оно является одной из серьезных причин, создающей условия для распространения безнадзорности и преступности несовершеннолетних.
— На Ваш взгляд, кто, что и как формирует общественное мнение о несовершеннолетних правонарушителях?

— На эту тему проводились социологические опросы, правда, в других регионах нашей страны. Так, один из проведенных опросов показывает, что в своем мнении об уровне подростковой преступности как взрослые, так и подростки опираются на три источника информации: телевидение, круг общения и пресса. Причем ТВ в качестве информационной базы лидирует независимо от возраста или личного опыта.

Вопреки мифу о буме Интернета в молодежной среде из сети узнают о преступлениях несовершеннолетних 12% «законопослушных» подростков, 6% подростков, которые в той или иной степени вошли в конфликт с законом. Сведения о подростковой преступности из этого источника информации черпают менее 3% взрослых.

Необходимо заметить, что большинство экспертов склоняются к мнению, что современные СМИ, особенно ТВ, скорее способствуют, чем препятствуют росту подростковой преступности.
— Дмитрий, расскажите об участии Министерства образования в приоритетном краевом проекте «Обеспечение безопасности жителей Пермского края»?

— Краевой проект «обеспечение безопасности жителей Пермского края» является комплексным. В его реализации принимают участие различные министерства и ведомства Пермского края, у каждого своя зона ответственности в соответствии со спецификой работы. Министерство образования в рамках проекта реализует направление «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», то есть зоной ответственности является формирование законопослушного поведения у подрастающего поколения в возрасте от 7 до 18 лет. Наша задача — создание мер, направленных на снижение правонарушений среди несовершеннолетних.

Для достижения высокой эффективности проекта и апробации технологий профилактической работы в 2008 году были определены так называемые экспериментальные территории (Краснокамский и Чусовской районы), где проектный офис в еженедельном режиме отслеживает результативность проекта, решает проблемы и внедряет новый методики работы с потенциальными и «состоявшимися» правонарушителями. В 2009 году в эксперимент вошел город Пермь, а с нынешнего года — еще 8 территорий: Березники, Кунгур, Соликамск, Пермский, Кунгурский, Соликамский, Лысьвенский, Пермский районы.

В тоже время во всех территориях края в образовательных учреждениях выявляются дети «группы риска» на основании критериев с определением уровня детского неблагополучия и психологической диагностикой причин (социальные, семейные, учебные, физические). Затем специалисты по работе с детьми (в первую очередь, классные руководители и педагоги) ведут индивидуальную профилактическую работу с каждым учащимся «группы риска».
— Каковы результаты реализации проекта системой образования?

— Результаты проекта, на мой взгляд, впечатляют: за I полугодие 2010 года на территории Пермского края несовершеннолетними и с их участием совершено 1 247 преступлений (в аналогичный период прошлого года — 1 417), снижение составило 12%. Общее количество несовершеннолетних, совершивших преступления, сократилось на 19,6% (с 1409 до 1133 человек).

Сократилось количество совершенных подростками угроз убийством на 60%; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков на 77,7%; изнасилований на 25%; краж на 13,1%; хулиганств на 71,4%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью на 41,6%; грабежей на 16,1%; вымогательств на 14%; неправомерных завладений транспортным средством на 16,3%.
— Дмитрий, как определяется эффективность профилактической работы среди территорий края?

— Ежеквартально составляются рейтинги территорий по результатам работы в проекте. Есть три основных показателя:

* уровень профилактической работы: доля несовершеннолетних, переведенных из «группы риска» в социально опасное положение (т.е. дети, которые совершили правонарушение). Этот показатель позволяет выявить «брак» системы воспитания — чем выше доля таких детей, тем ниже качество профилактической работы. По краю этот показатель не должен превышать 5% от общего количества детей «группы риска». На сегодняшний день численность переведенных из «группы риска» в социально опасное положение по Пермскому краю составляет 457 человек — это 3,5%.
* доля несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет, совершивших преступления. Эти данные мы ежемесячно получаем от информационного центра ГУВД по Пермскому краю. Эта доля, как говорилось выше, составляет 12%.
* динамика уровня преступности среди несовершеннолетних также получается по данным ГУВД по Пермскому краю. Это показатель составляет 19,6%.

Наиболее успешными по итогам I полугодия 2010 года стали: г. Пермь, Нытвенский, Октябрьский, Большесосновский и Бардымский районы.

Помимо рейтинга территорий раз в полугодие Министерством образования составляется рейтинг всех образовательных учреждений Пермского края по законопослушности.

Все названные рейтинги в открытом доступе можно посмотреть на сайте Министерства образования Пермского края www.minobr.permkrai.ru в разделе «ДеятельностьПрофилактика правонарушений».
— Какие формы работы используют педагоги для предупреждения совершения несовершеннолетними правонарушений?

— В образовательных учреждениях выстроена системная работа по профилактике противоправных действий учащихся, которая включает в себя следующие действия.

Выявление учащихся склонных к совершению преступления (учащиеся «группы риска» и находящиеся в социально опасном положении). Затем проводится коррекция поведения учащихся «группы риска» путем составления индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося, назначение куратора-наставника, осуществляющего контроль за выполнением коррекционных мероприятий и педагогическую поддержку учащегося.

Педагогами проводится большое количество мероприятий по реабилитации учащихся, состоящих в «группе риска» и социально опасном положении: индивидуальный подход в обучении, организация доступности дополнительного образования, досуговой занятости, социально-психологических услуг для детей и помощи в вопросах образования и воспитания для родителей.

Организована занятость детей и подростков, состоящих на учете, через так называемое «второе расписание» через выявление и формирование профессиональных и досуговых интересов несовершеннолетних: экскурсии, посещение различных учреждений дополнительного образования, коллективные творческие мероприятия, организованные развлекательные мероприятия, реализация проектов учащихся, конкурсы «без правил», игры по правилам, акции и т.д. По мониторингу «группы риска» на 1 сентября 2010 г. охват детей «группы риска» различными формами дополнительного образования составил 70% от общего числа «группы риска».

Не менее важной является занятость детей и подростков в каникулярное время. По итогам летней кампании 2010 г. — в Пермском крае работали порядка полутора тысяч оздоровительных учреждений. Основные формы работы с детьми «группы риска» и СОП — лагеря дневного пребывания, туристские походы и палаточные лагеря, разновозрастные отряды по месту жительства, трудоустройство.

Новой технологией работы с несовершеннолетними «группы риска» и социально опасного положения является функционирование школьных служб примирения (учащиеся старших классов, применяя восстановительные технологии, помогают участникам конфликтных ситуаций понять друг друга и найти решение) и ученических отрядов волонтеров (учащиеся, активно пропагандирующие здоровый образ жизни, участвующие в различных формах детского самоуправления, обучающие своих товарищей различным социальным навыкам). В настоящее время в образовательных учреждениях Пермского края действует свыше 450 школьных службы примирения (то есть, каждая вторая школа края работает по данной технологии), позволяющих проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение правонарушений несовершеннолетних. За I полугодие текущего года рассмотрено более двух тысяч случаев. Указанные службы тесно взаимодействуют со школьными инспекторами милиции, закрепленными за образовательными учреждениями.
— Дмитрий, помимо количественных результатов проекта, каких качественных изменений удалось добиться в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями?

— В первую очередь мы отмечаем активную работу по вовлечению детей и подростков в систему дополнительного образования. Отработан механизм взаимодействия школы с отделами милиции по делам несовершеннолетних, а также с другими субъектами профилактики, на основе которого сложилась система сбора и анализа статистических данных по подростковой преступности с последующим выстраиванием коррекционной работы. Активизирована работа центров психолого-медико-педагогической помощи, которые реализуют специализированную психологическую помощь несовершеннолетним, коррекцию индивидуальных проблем развития личности и формирование здорового независимого поведения учащихся, проводят восстановительные программы.

Дополнительное финансирование мероприятий эксперимента помогло простимулировать муниципалитеты к софинансированию проекта: разработка муниципальных программы профилактики, летней занятости, конкурсы проектов и др. Внесены изменения в начисление стимулирующей надбавки директоров школ, что придало больший вес показателю уровня преступности в оценке воспитательной составляющей работы образовательных учреждений.
— Какие проблемы еще предстоит решить для того, чтобы уровень законопослушности подрастающего поколения имел постоянную тенденцию к снижению?

— Для того чтобы свести совершение правонарушений несовершеннолетними к низкой отметке, действительно, необходимо решить ряд серьезных проблем. Во-первых, необходима разработка стимулирования педагогов к раннему выявлению детского неблагополучия и финансирование профилактической работы с детьми группы «норма». Это поможет в решении такой проблемы, как совершение правонарушений детьми и подростками, не состоящими на различных учетах.

Во-вторых, необходимо внедрение технологий работы по профилактике с подростками, обучающимися в старших классах школ, профессиональных лицеях и училищах. Это связано, прежде всего, с тем, что к 13-14 годам у подростка сформированы нравственные установки, в которых зачастую отсутствует авторитет родителей и педагогов. Необходимо найти новые технологии работы, которые позволят устранить этот пробел.

В-третьих, на сегодняшний день отсутствует общая концепция информационного сопровождения проекта, PR-акций, направленных на все слои общества. Необходимо создание широкого информационного поля по воспитанию законопослушного гражданина. Такую работу в прошлом году мы начинали делать совместно с телерадиокомпанией «УралИнформТВ» — запустили цикл телепередач «Наше классное кино» и «Вне урока», направленных на профилактику правонарушений, формирование у подростков позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Программы «Вне урока» были посвящены острым подростковым проблемам, в том числе детскому алкоголизму, табакокурению, наркомании, преступности и жестокости. Телепередача затрагивает также вопросы школьного самоуправления, детской занятости, правовой культуры. В эфир вышли программы с темами: «Хочу быть взрослым или я — не ребенок!», «Имею право!», «Курить или не курить?», «Жизнь с бутылкой или без?», «Преступление и наказание», «Что сказать наркотикам — да или нет?», «Жестокий мир или жестокие дети» и т.д.

В программе «Наше классное кино» учащиеся в процессе просмотра знаковых отечественных фильмов анализировали мотивы поведения, актуальные проблемы подростков и транслировали свою позицию по отношению к современной ситуации.

И, наконец, четвертая проблема — это отсутствие специалистов по работе с семьей, некачественное взаимодействие всех субъектов профилактики по данному вопросу. Решение этой проблемы лежит в плоскости межведомственного взаимодействия: необходимо внедрение технологий работы с семьей, усиление административной, уголовной ответственности родителей за недостаточное воспитание детей.
— Дмитрий, есть ли различия в том, как видят решение проблем с несовершеннолетней преступностью взрослые и сами дети?

— Взрослые видят такие основные меры по снижению преступности среди несовершеннолетних следующим образом: усиление работы досуговых центров, усиление работы школ по организации досуга детей, применение более жестких мер наказания за сбыт, хранение и употребление наркотиков, осуществление государственных программ по оказанию экономической, юридической, социальной помощи малоимущим и неблагополучным семьям с детьми, ужесточение контроля за родителями, которые пренебрегают обязанностями по воспитанию собственных детей или злоупотребляют родительскими правами во вред детям.

Сами подростки предлагают следующее: создать в школах кружки, спортивные секции, жестко наказать родителей, не заботящихся о своих детях, помочь бедным и неблагополучным семьям, загрузить уроками, дополнительными занятиями, а также смягчить меры уголовного наказания.
— Недавно Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края был проведен конкурс инновационных программ по уличной социальной работе, где Вы были одним из экспертов. На ваш, взгляд, на сколько эффективны предлагаемые программы?

— Несомненно, эффективность предлагаемых в программах уличной социальной работы технологий и методик достаточно высока. Тем более, когда мы говорим о неблагополучных детях, которые, как правило, в силу разных причин оказываются предоставлены улице. Другое дело, что на сегодняшний день очень сложно найти каких-либо инновации в данном направлении работы — формы, предлагаемые участниками конкурса, являются традиционными: организация мероприятий спортивной и патриотической направленности, досуговая занятость и т.д. Главный недостаток большинства конкурсных программ — это отсутствие межведомственного взаимодействия. А профилактика детского неблагополучия дает существенные результаты, в первую очередь, благодаря межведомственному взаимодействию.

Информацию о реализации проекта «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» можно найти на сайте Министерства образования Пермского края по адресу: www.minobr.permkrai.ru/activity/prof_prav/.
 

Источник интервью - сайт "Все свои": http://vsesvoi.ru/content/guests/djadaev



Copyright © 2009 Ювенальная Юстиция в Пермском крае
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ