В жизни иногда возникают ситуации, в которых люди задают вопросы «Как быть? Что делать?...». Особенно часто такие вопросы возникают у подростков. Многие получают ответы от друзей, знакомых, близких, из интернета. Но некоторые находят ответы, к сожалению не всегда правильные, адекватные сложной ситуации.
Задача взрослых помочь подросткам. Пермское краевое отделение ООБФ «Российский детский фонд» в рамках проекта «Как быть? Что делать?...» - победителя XX городского конкурса социально значимых проектов «Город – это мы» помогает найти ответы на сложные вопросы с использованием необычной технологии.
Цель проекта: Профилактика жестокого обращения среди подростков с использованием театральной постановки по актуальной теме, волнующей подростков с возможностью вовлечения зрителя в разыгрываемый спектакль.
Задачи проекта:
1. Провести серию профилактических театрализованных представлений в подростковой аудитории в организациях, работающих с подростками в г.Перми.
2. Знакомство профессионального сообщества в сфере профилактики жестокого обращения среди подростков через внедрение инновационной для Перми технологии «Форум – театр» по формированию эффективных моделей безопасного поведения.
Суть театрализованного представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Говорим о темах, которые волнуют подростков, на понятном для них языке, ведь в качестве актеров выступают их ровесники. В ходе небольшого по времени спектакля разыгрывается конкретная заранее спланированная и отрепетированная сцена, отражающая какую-либо проблему. В качестве причин рассматриваются реальные повседневные дела: конфликт в семье, отвержение в классе, горе, одиночество и т.д.
Режиссёр-постановщик корректирует роли и стиль игры, речь и эмоциональную экспрессию актёров, их мимику и жесты в качестве инструментов передачи необходимой информации.
Основная работа по представленной проблеме разворачивается в процессе последующего сотрудничества с аудиторией. Посредником взаимодействия становится ведущий. Он предлагает зрителям объяснить, что происходило на сцене, в чём заключается проблема, предоставляет зрителю возможность самому стать актёром и сыграть в спектакле, заменив кого-то из исполнителей. При этом на одну роль могут себя попробовать несколько зрителей. В роли актёра зритель глубже погружается в эмоциональные переживания персонажа, ощущает результат своего вмешательства. Попытка участия может привести к иному осмыслению проблемы, реакции на неё. Аудитория вовлекается в переживание. В ходе спектакля зритель осуществляет творческое решение конфликта и получает примеры совладающего поведения в подобной ситуации.
Преимущество данной технологии в том, что сложные, но важные для подростков темы подаются в привлекательной нетрадиционной форме, происходит активное взаимодействие подростков-зрителей со сверстниками-актерами при модерации специалистов, включается эмоциональная сфера каждого присутствующего в зале, предоставляется возможность, как послушать, так и обменяться мнениями, решениями.
На спектакль приглашаются сотрудники образовательных учреждений, других организаций (государственных и негосударственных), работающих с детьми с целью ознакомления с технологией.
Партнеры проекта: Молодежный социальный театр «Отражение», МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 21", ГКУСОПК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Перми, Объединение волонтеров «Мост любви», НП «Взрослые – детям».
Руководитель проекта - Давлетов Рафаил, 89127889532.